четверг, 3 октября 2013 г.


"Я был охвачен удивительным, пылким желанием понять мысль [Апостола] Павла в "Послании к Римлянам". И осуществить это желание мешала не холодная кровь в венах, а одно-единственное слово стиха 17 главы первой [этого послания]: "В нем открывается правосудие Божие". Я ненавидел именно это слово — "правосудие Божие", ибо, будучи воспитан на традициях и методах всех учителей Церкви, должен был понимать его в философском смысле как так называемое формальное, или активное, правосудие, в котором Бог выступает как справедливый [Судия], наказывающий грешников и неправедных. Но я не любил справедливого и наказывающего грешников Бога, более того — я ненавидел Его. Постоянно совершенствуясь в безупречной монашеской жизни, я ощущал себя пред Богом грешником с ни на минуту не находящей покоя совестью и не мог возлагать надежду на то, что Он примирится со мной, если я успокоюсь. Так гневил я Господа — если не тайным поношением, то все же, по меньшей мере, отчетливым ропотом. В то время я вопрошал: Разве недостаточно того, что жалкие, навеки потерянные из-за первородного греха грешники еще и посредством закона Десяти заповедей обрекаются на всякого рода бедствия? Но и этого мало! Но еще посредством Евангелия хочет нанизать на старую боль новую боль и чрез то же Евангелие преподнести нам Свою справедливость и Свой гнев! Так корчилась во мне моя бунтующая, израненная совесть, и вновь и вновь сходился я на том месте [Послания к Римлянам] в беспощадной схватке с [Апостолом] Павлом, так как, томимый жаждою, страстно стремился узнать, что же хотел сказать [там] Павел.

И это продолжалось до тех пор, пока наконец Бог не пожалел меня — днем и ночью погруженного в размышления — и не обратил моего внимания на [внутреннюю] связь следующих слов: "Правосудие Божье открывается в том, что запечатлено [в следующих словах]: "Праведный живет верою*. Тогда начал я учиться понимать правосудие Божие как оправдание, в котором оправданный живёт через Божий дар, [а дар тот] — вера; и я стал постигать: понятие о том, что посредством Евангелия открывается правосудие Божие — пассивное понятие. Милосердный Бог делает нас оправданными чрез веру, как засвидетельствовано [в Послании к Римлянам]: "Оправданный живет верою"[60]****.

[Поняв это], я почувствовал себя заново родившимся, как бы самостоятельно вошедшим через распахнутые врата в рай.

Одновременно и всё Писание приобрело другое обличье. После этого просмотрел я Священное Писание в поисках похожих выражений и нашел их в других отрывках[61], например: "дело Божие", т. е. дело, .которое Бог творит в нас; "сила Божия", т. е. [мудрость], посредством которой Он делает нас мудрее; а также "твердость Божия", "святость Божия", "слава Божия".

 Насколько сильней была раньше моя ненависть, с которой я воспринимал слово "правосудие Божие", настолько сильной была теперь любовь, с которой я прославлял его как сладчайшее слово. Это место из [Послания] Павла воистину стало для меня вратами рая. Позже прочитал я [сочинение] Августина "О духе и о букве"[62]. И там неожиданно я столкнулся с тем, что он истолковывает правосудие Божие подобным же образом: как такое, которым Бог нас покрывает, в то же время оправдывая нас. И хотя [эта мысль] не приобрела еще законченной формы и Августин недостаточно ясно говорил о Причислении, [т. е. оправдании чрез Христа], — всё же он хотел, чтобы правосудие Божие понималось как такое, посредством которого мы становимся оправданными".


Мартин Лютер
Из "Vorrede zu Band I der Lateinischen Werke" (1545).

Комментариев нет:

Отправить комментарий